Из всех американских альтернативных групп постнирвановкого поколения,
которым удалось завладеть интересами поп-мейнстрима, калифорнийцы Green
Day по влиятельности уступят разве что Pearl Jam. Поначалу планы Green
Day были самые скромные: обновить панк, вдохнуть в него новую жизнь,
делая упор на быстротемповые поп-панк-песни, построенные на трех
аккордах. Конечно, они не были музыкальными революционерами, но
новейшее поколение панк-фанов могло бы сказать им спасибо за
переселенный в 90-е и приятно освеженный панк конца 70-х. Да фаны их
по-своему и отблагодарили, раскупив дебют на лейбле-мэйджоре "Dookie" в
количестве десяти миллионов экземпляров. Со своим спасибо -
догадываются они об этом или нет - могли бы обратиться к Green Day и
коллеги по цеху: за то, что они облегчили дорогу десяткам команд,
исповедующим неопанк и панк-метал и возрождающим ска.
Сегодня
Green Day - это союз Билли Джо Арстронга (Billie Joe Armstrong), Майка
Дирнта (Mike Dirnt) и Тре Кула (Tre Cool). Этот триумвират - завоевание
времени, а отсчет Green Day можно начать, если угодно, даже с 1972
года, когда все трое участников команды появились на свет. Билли Джон
Армстронг родился в индустриальном городе Родео, в 50 милях от Беркли,
Калифорния. Он был младшим из шестерых детей, которых воспитывали
водитель грузовика и официантка. В молодости его отец увлекался джазом,
а мать всегда была страстной поклонницей кантри. Отец умер, когда Билли
Джо только-только исполнилось десять лет. В 11 у него появилась первая
гитара, голубой "Стратокастер", с которым он не расстается до сих пор.
Тогда же он познакомился с Майклом Причардом (Michael Pritchard aka
Mike Dirnt), которого воспитывали приемные родители, после того как его
мать-наркоманку лишили родительских прав. В 15 лет Майк предпочел
начать самостоятельную жизнь и снял комнату в доме, где жил Билли Джо.
Третий участник группы Фрэнк Эдвин Райт III (Frank Edwin Wright III, в
будущем Tre Cool) вырос в городе Уиллитс, к северу от Сан-Франциско. С
12 лет он уже играл на ударных в группе Lookouts, которую возглавлял
Лоуренс Ливермор (Lawrence Livermore). Для издания дебютного альбома
своей команды Ливермор открыл собственный лейбл Lookout Records.
К 1987 году Билли Джо и Майк Дирнт тоже успели создать свою первую
группу под названием Sweet Children. Билли пел и играл на лид-гитаре,
Майк отвечал за бас-гитару и бэк-вокал. Первый концерт состоялся в
кафе, где Майк работал помощником повара. В 1989 году Sweet Children
трансформировались в Green Day (по названию одной из ранних песенок о
том, как они весело проводили время, шатаясь по улицам и покуривая
марихуану). К этому времени в команду пришел третий участник -
барабанщик Эл Собрант (Al Sobrante; настоящее имя джон Кифтмейер),
который помог им записать дебютный сингл "1,000 Hours". Издавался он на
том самом независимом лейбле Lookout Records, который уже приобрел
известность в регионе своим покровительством местным панк-группам.
Чтобы добиться контракта, музыканты долго уговаривали главу лейбла
Лоуренса Ливермора устроить им прослушивание. По бытующей легенде,
Ливермор пришел от услышанного в такой восторг, что прямо на месте
подписал с группой контракт. Оценили сингл "1,000 Hours" и в панковской
тусовке. Однако Ливермор не спешил тратиться на дебютантов.
Запись первого полноформатного альбома "39/Smooth", который вышел летом
1990 года, обошлась ему всего в $600. На все про все музыкантам
понадобился всего один студийный день. Дебютный лонг-плей появился в
продаже как раз после выпускных школьных экзаменов музыкантов.
Свободные от школьной обязаловки, Билли Джо Армстронг и Майк Дирнт тут
же отправились в большой американский тур в поддержку "39/Smooth", в
рамках которого отыграли 45 концертов. Когда они вернулись домой, то
решили поискать нового барабанщика и вместо Эла Собранта взяли того
самого Тре Кула (экс-Lookouts). С тех пор Тре Кул остается неизменным
барабанщиком команды. Популярность Green Day мало-помалу
росла, но ограничивалась в основном пределами панк-коммуны. Дело пошло
быстрее после пяти американских туров (один на разогреве у Bad
Religion) и двух концертных вылазок в Европу. Загруженный концертный
график не помешал Green Day тщательно подготовиться к очередной записи
и закончить ее всего за пять дней, ограничившись скромным бюджетом в
$1200. Так появился второй альбом "Kerplunk" (1992 год). Интенсивное
знакомство с публикой дало свои плоды - тираж обоих дисков перевалил за
30.000 копий. Для молоденького панк-трио это был очень приличный
показатель, тем более что до сих пор ни одни релиз Lookout Records не
мог похвастаться таким достижением. Известность Green Day в
конце-концов достигла той отметки, когда группой начали интересоваться
лейблы-мэйджоры. После некоторых колебаний Green Day подписали контракт
с компанией Reprise, несмотря на откровенные обвинения в продажности со
стороны панк-коммуны. Последствия этого шага превосходили самые смелые
прогнозы. Потратив на студийную работу пять недель (а не пять дней) и
уместив 14 новых треков в 39 минут, в феврале 1994 года Green Day
дебютировали на лейбле-мэйджоре с альбомом "Dookie". Диск быстро стал
национальным хитом, во многом за счет активной поддержки канала MTV,
запустившего клип на первый сингл "Longview". Из второй десятки хитов в
американском рок-чарте трек постепенно поднялся на первую строку. Но
это произошло уже после того, как в течение пяти недель в лидерах
значился второй сингл с альбома "Basket Case", изданный через полгода.
Суммируя все коммерческие достижения альбома, отметим 1 место в чарте
рок-альбомов, 2 строку в рейтинге Billboard 200 и (к концу 1994 года)
пять миллионов проданных копий только в США. Эта наполненная юмором и
самоиронией версия современного панка определенно попала в цель. За
саунд, кстати, отвечали сами музыканты, взявшие в помощники Роба
Кавальо (Rob Cavallo). Ажиотаж среди панк-фанов не уменьшился и в
начале 95 года, когда четвертый сингл "When I Come Around" провел семь
недель подряд на вершине рок-чарта. Плюс ко всему "Dookie" удостоился
звания лучшего альтернативного альбома 94 года по версии Grammy. На
сегодняшний день тираж альбома превышает 20 миллионов экземпляров: 10
на родине и еще 10 за ее пределами. Еще во время клубного
тура, задолго до появления на сцене Вудстока'94, вокруг команды уже
начинали бурлить страсти, а после ударного шоу на фестивале продажи
дисков резко поползли вверх. Сет Green Day закончился настоящим хаосом,
музыканты вступили в перебранку с толпой, завязалась драка,
разгоряченный Билли Джо стащил с себя брюки, фаны взобрались на сцену
для ближнего боя, а когда туда подоспела и полиция, Майк Дирнт лишился
нескольких зубов - его приняли за драчуна из толпы. Скандала хватило
надолго. Последовавший затем американский промо-тур по стадионам Green
Day провели на ура (правда, они совершили практически подвиг в условиях
рыночной экономики - не разрешили поднимать цены на билеты выше 20
долларов). Отлично прошло и выступление на фестивале Lollapalooza. Фаны
Green Day к этому времени усвоили главное: безбашенный Билли Джо готов
снимать штаны сколько угодно и где ни попадя. Пуританская мораль
никогда не мешала ему жить. Не останавливали его и штрафы.
Удержаться на столь же успешной волне Green Day, по правде говоря, не
удалось. Новый альбом "Insomniac", изданный по горячим следам осенью 95
года, поначалу тоже пользовался большим спросом. Второе место в
рейтинге Billboard 200 говорит само за себя. Успеху помог ударный сингл
"J.A.R." (включенный в саундтрек к фильму "Angus"), фаворит радиоэфира
и хит номер один в рок-чарте. Через полгода после релиза LP "Insomniac"
купили уже 2 миллиона американцев. Правда, кроме сингла "J.A.R.",
других настолько же популярных треков на альбоме не оказалось. Это была
подборка далеко не таких юморных песен, мрачные настроения и минорные
интонации получили зеленую улицу, а продюсирование тяготело к
хард-року. Вскоре интерес к диску начал падать. Не помогла даже
активная раскрутка по радио сингла "Brain Stew/Jaded".
Отправившись в большое турне весной 1996 года, Green Day неожиданно
отменили часть европейских концертов: слишком большая усталость
накопилась, слишком истощенными они себя чувствовали. Остаток
года музыканты отдыхали, набирались сил и готовили новый материал. Из
всего написанного получился студийный диск "Nimrod", который включал
целых 18 треков и вышел в конце 1997 года. Альбом многих удивил
разнообразием стилей, не характерным для ранних работ группы.
Нетипичным было и сотрудничество с приглашенными музыкантами. В треках
"Hitchin' a Ride" и "Last Ride in" звучала скрипка Петры Хейден (Petra
Haden), а в аранжировке "King for а Day" использовались духовые.
Неожиданно популярной у радиослушателей оказалась акустическая
композиция "Time оf Your Life (Good Riddance)". Альбом "Nimrod" привлек
достаточное внимание меломанов, чтобы отметиться в Тор 10 американского
чарта, и добраться до 4 строки канадского рейтинга. Самым раскрученным
синглом оказался "Hitchin' a Ride", приземлившийся в первой пятерке
рок-чарта. К гастрольным обязанностям Green Day относились
теперь без фанатизма, но все равно проделали внушительный маршрут в
рамках промо-тура. Излишки свободного времени Майк использовал для
запуска своего сайд-проекта The Frustrators, с которым выпустил
дебютный сингл "Great Australian Midget Toss". Трехлетняя
пауза в дискографии пошла группе на пользу. Новый альбом "Warning"
(2000 год) представлял собой гораздо более зрелую и уверенную работу,
хотя от панк-корней на альбоме мало что осталось, а приоритет получил
поп-саунд. Билли Джо Армстронг мог быть доволен собой как композитором,
создавшим несколько очень привлекательных, мастерски сделанных мелодий.
Самое приятное впечатление производили продуманные аранжировки и
"вкусные" студийные примочки. Один из критиков даже написал: "Это
первый значительный поп-альбом нового тысячелетия". Коммерческий успех
"Warning" тоже не давал повода для грусти, в Америке он добрался до 4
позиции национального рейтинга, в Канаде стал альбомом номер два.
Хит-сингл "Minority" легко возглавил рок-чарт. Конец 2000 года
команда провела в гастролях по Европе, прежде чем пуститься в
длительный тур-марафон по Соединенным Штатам и Японии. Вылазка на
Дальний Восток дала материал для концертного альбома "Tune in Tokyo",
который был готов в 2001 году. Пополнение дискографии Green Day
очередным студийным релизом планируется в конце 2004 года, когда
именно, трио пока не уточняет. Неоднократно убедившись в своем
успехе у публики, видя восторженный прием на живых шоу и неизменное
внимание к их релизам, музыканты тем не менее оценивают себя довольно
трезво. Панковские корни, как и здоровое чувство юмора, не дают
заблуждаться относительно условности таких титулов, как "голос своего
поколения", которым уже успела наградить их пресса. 15-миллионный тираж
их альбомов в Америке - еще не повод витать в облаках. И даже 5 место,
отданное "Dookie" в рейтинге самых значительных альбомов современности
по версии престижного журнала "Kerrang!", не лишило их самокритики.
Фронтмен Билли Джо Армстронг в одном из недавних интервью высказал
вполне панковскую точку зрения на то, чем он занимается: "Все, что я
делал, - это стягивал с себя штаны, так что я скорее - шут своего
поколения, а не его голос!".
Green Day - American Idiot
|